Е.Ю. Маркова1, Р.С. Исабеков1, Л.В. Венедиктова 2
1ФГАУ НМИЦ «МНТК «Микрохирургии глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России. Бескудниковский бульвар, 59а, 127486, Москва, Российская Федерация
2Детская городская поликлиника №12, филиал №1, ул. Елецкая , 35, корп 1, Москва 115583, Российская Федерация
РЕЗЮМЕ
Близорукость является актуальной проблемой здравоохранения во всем мире. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения к 2050 году число людей с близорукостью составит около 50% населения. Для предотвращения распространения коронавирусной инфекции во всех школах Российской Федерации объявили карантин с 23 марта 2021 года с переходом в режим дистанционного обучения. В данном исследовании мы ставили своей целью изучение влияния нахождения детей в домашних условиях из-за карантина в связи с Covid-19 на прогрессирование близорукости в г. Москва. В изучаемую группу вошли дети школьного возраста: ученики 1,5,11-х классов.
Критериями включения в группу были дети с рефракцией выше - 0,5 дптр в условиях циклоплегии. По результатам исследования за период с января по сентябрь 2021 года среди 523-х детей доля учеников с миопией в 1 классе составляет всего 8,3 %, в 5 классе 16 %, а в 11 классе уже 42,1 %, то есть количество детей с близорукостью увеличивается более чем в 5 раз за период обучения. Общее число детей с миопией среди всех участников исследования составило 20,1 % (105 учеников). Тенденция с увеличением процента детей с миопией в процессе обучения объясняется увеличенной зрительной нагрузкой школьной программы старших классов. Наибольшая прогрессия миопии после карантина замечена у детей в возрасте 6-8 лет в ответ на увеличение зрительной нагрузки и снижение времени, проведенного на открытом воздухе. Необходимы дальнейшие исследования для оценки этих выводов и долгосрочного наблюдения за этими детьми.
Введение
Близорукость является актуальной проблемой здравоохранения во всем мире. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения к 2050 году число людей с близорукостью составит около 50% населения.[1,2] Недостаточное время, проводимое на открытом воздухе в светлое время суток, увеличение продолжительности и интенсивности работы вблизи были признаны основными факторами риска развития близорукости.[3-5] В декабре 2019 года произошла вспышка новой коронавирусной инфекции в Китае, которая быстро распространилась по всему миру. Для предотвращения распространения коронавирусной инфекции во всех школах Российской Федерации объявили карантин с 23 марта 2021 года с переходом в режим дистанционного обучения. Данные меры показали свою эффективность в борьбе с пандемией, но были высказаны опасения по поводу влияния самоизоляции на течение миопии у детей в связи с сокращением времени, проведенного на открытом воздухе и увеличением времени, проведенным за цифровыми экранами. [6-7] В данном исследовании мы ставили своей целью изучение влияния нахождения детей в домашних условиях из-за карантина на прогрессирование близорукости в г. Москва. Для этого были поставлены следующие задачи:
Пациенты и методы:
Дети школьного возраста: ученики 1,5,11-х классов. Критерии включения: рефракция выше - 0,5 дптр в условиях циклоплегии. База исследования: школы Южного административного округа (ЮАО) Москвы, прикрепленные к ДГП №12 и в ФГАУ НМИЦ «МНТК «МГ» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России
Методы офтальмологического обследования: определение остроты зрения, скиаскопия, авторефрактометрия, коррекция рефракционных нарушений. Для обработки данных были использованы математический, статистический и аналитический методы.
Результаты:
За период с января по сентябрь 2021 года были обследованы 523 ребенка, из них: 157 учеников 1-х классов, 238 учеников 5-х классов, 128 учеников 11-х классов. Полученные данные приведены в таблице 1.
Класс | Всего учащихся | Миопия свыше -0,5 дптр (%) |
1 класс | 157 | 13 (8,3%) |
5 класс | 238 | 38 (16%) |
11 класс | 128 | 54 (42,1 %) |
Всего | 523 | 105 (20,1 %) |
Табл.1 Распространенность близорукости среди учащихся разных классов
По результатам исследования доля пациентов с миопией в 1 классе составляет всего 8,3 %, в 5 классе 16 %, а в 11 классе уже 42,12 %, то есть увеличивается более чем в 5 раз за период обучения. Общее число детей с миопией среди всех участников исследования составило 20,1 % (105 учеников). Тенденция к увеличению процента детей с миопией в процессе обучения объясняется увеличенной зрительной нагрузкой школьной программы старших классов, уменьшением физической нагрузки и прогулок на открытом воздухе в светлое время суток.
Проведен сравнительный анализ данных (%) выявленной миопии за 2018 и 2021 года в таблице 2.
Класс | Миопия свыше -0,5 дптр в условиях циклоплегии (%) за 2018 год | Миопия свыше -0,5 дптр в условиях циклоплегии (%) за 2021 год |
1 класс | 2,1 | 8,3 |
5 класс | 9,7 | 16 |
11 класс | 22,9 | 42,1 |
Всего | 10,6 | 20,1 |
Табл. 2 Распространенность близорукости среди учащихся разных классов в 2018 и 2021 годах
При сравнении данных по распространению близорукости в 2018 и 2021 годах обращает на себя внимание, что в 2021 году общее количество детей с миопией по сравнению с 2018 годом увеличилось в 1,9 раз. В частности, в 1 классе число детей с миопией увеличилось в 3,95 раза, в 5 классе в 1,65 раза, в 11 классе в 1,84 раза. Наибольшая прогрессия миопии замечена у детей 1 класса, что свидетельствует о том, что дети в возрасте 6-8 лет сильнее реагируют на увеличение зрительной нагрузки и снижение времени, проведенного на свежем воздухе, из-за ограничений в связи с новой коронавирусной инфекцией.
Выводы:
По результатам исследования доля пациентов с миопией в 1 классе составляет всего 8,3 %, в 5 классе 16 %, а в 11 классе уже 42,12 %, то есть увеличивается более чем в 5 раз. Общее число детей с миопией среди всех участников исследования во всех возрастных группах составило 20,1 % (105 учеников). Тенденция с увеличением процента детей с миопией в процессе обучения объясняется увеличенной зрительной нагрузкой школьной программы старших классов. Наибольшая прогрессия миопии после карантина замечена у детей в возрасте 6-8 лет в ответ на увеличение зрительной нагрузки и снижение времени, проведенного на открытом воздухе. Необходимы дальнейшие исследования для оценки этих выводов и долгосрочного наблюдения за этими детьми.
Обсуждение
Раннее обнаружение факторов риска и влияние на них позволяет своевременно предпринять меры для их коррекции с целью предотвращения быстрой прогрессии миопии, сокращения числа осложнений и их тяжести. Получение эффективного результата профилактики при прогрессирующей миопии будет зависеть от комплексного подхода, включающего все вышеописанные методы контроля, включая улучшение экологической обстановки, медикаментозную терапию, оптическую коррекцию и хирургические методы лечения.
Первичная профилактика при миопии включает в себя деятельность, направленную на укрепление здоровья, в частности, изменение образа жизни, правильное питание, ежедневные физические нагрузки, увеличение времени, проводимом на открытом воздухе в светлое время суток, уменьшение экранного времени цифровых устройств и так далее.
Вторичная профилактика включает в себя анализ распространенности миопии в динамике у детей, формирование диспансерных групп на основе проведенных обследований. Лечебно оздоровительная работа со школьниками, состоящими на диспансерном наблюдении, должна осуществляться по индивидуальным планам медико-социальным реабилитации. Для лечения аккомодационных нарушений и профилактики прогрессирования миопии наряду с аппаратными методиками у детей широко применяют медикаментозное лечение.
Актуально применение симпатомиметиков, которые оказывают прямое стимулирующее воздействие на радиальные волокна цилиарной мышцы, приводя к усилению мышцы Иванова и за счет этого по законам обратной связи к ослаблению мышц Мюллера и Брюкке.[9]
Из симпатомиметиков наиболее популярен препарат 2,5 % фенилэфрина гидрохлорида. В настоящее время 2,5 % фенилэфрин гидрохлорид выпускается отечественным производителем «Северная звезда» (Фенилэфрин-СЗ). Многочисленные исследования доказали его высокую клиническую эффективность в лечении ПИНА (привычно-избыточное напряжение аккомодации) и профилактики миопии у детей и лиц молодого возраста. Если же симптомы ПИНА развивались на фоне уже имеющейся миопии, то пациенты получали фенилэфрин гидрохлорид 2,5 % в течение 1 месяца ежедневно. Длительное применение препарата не вызывало каких-либо системных или аллергических реакций у пациентов. [10,11]
Проведенные исследования [12] изучили влияние фенилэфрина гидрохлорида 2,5 % на показатели аккомодации и динамику рефракции у пациентов с прогрессирующей миопией. Авторы пришли к выводу, что, во-первых, включение инстилляций 2,5 % раствора фенилэфрина в комплекс лечения миопии снижает темп ее прогрессирования и повышает запасы относительной аккомодации, во-вторых, его инстилляции при проведении инфразвукового пневмомассажа повышают эффективность лечения, и в-третьих, препарат изменяет вегетативный тонус цилиарной мышцы в сторону симпатикотонии, что проявляется в тенденции к снижению динамической рефракции и темнового фокуса аккомодации.
Вопрос применения склеропластики при миопии различной степени дискутируется. Склеропластика включена в федеральные клинические рекомендации «Миопия» от 2019 года как хирургический способ замедления прогрессирования близорукости. Проведенный в 2019 году метаанализ [13] выявил эффективность данной методики для замедления прогрессирования миопии. При оценке замедления скорости прогрессирования миопии после склеропластики различия между опытной и контрольной группами составили в среднем 0,41 дптр и 0,17 мм в год. Анализ подгрупп в исследованиях показал высокую эффективность склеропластики при использовании в том числе и одного трансплантата. Имеются данные исследования 2019 года в котором при использовании модифицированного широкого моно-трансплантата скорость прогрессирования миопии составила 0,26 мм в год при 5-летнем наблюдении за пациентами .[14]
При прогрессирующей миопии снижение прочностных свойств склеры связывают прежде всего с недостатком стабилизирующих перекрестных интра- и интермолекулярных связей в склеральной ткани (их количество снижено примерно на 15% в области экватора и на 12% - в заднем полюсе). [15]
Литература: